Главная О компании Наши услуги Наши клиенты Наши проекты Публикации Контакты  
 
  ПУБЛИКАЦИИ >> Как регулировать рынок консалтинговых услуг  
 
Принятое Советом Министров постановление N 326 от 5.03.99г. "О совершенствовании методологии анализа, текущего и перспективного планирования и разработки бизнес-планов субъектов хозяйствования" (См. "НЭГ" N 11 за 1999г., Информбанк, с. 11) непосредственно затрагивает будущую деятельность консалтинговых компаний, занимающихся разработкой бизнес-планов, и не только их. Этим же постановлением правительство дало поручение трем министерствам - предпринимательства, финансов и экономики - внести предложения по упорядочению и лицензированию деятельности на рынке консалтинговых услуг.

В этой связи хотелось бы высказать видение данной проблемы, сформулированное белорусскими консалтинговыми компаниями, входящими в объединение "БелСоюзКонсалт". Наша позиция основана на более чем пятилетнем опыте работы и общепринятой мировой практике.

ПРОЦЕДУРА выбора консультантов, сложившаяся в странах с рыночной экономикой, включает в себя три стадии: предварительный отбор, составление окончательного списка кандидатов и выбор, который обычно осуществляется в виде закрытого тендера. Технология достаточно сложная, но результативная.

Способы выбора консультантов в Беларуси пока не так отработаны и формализованы, как в развитых странах. Обычно отечественный клиент либо интуитивно чувствует потребность в чьей-то помощи при решении своих проблем и обращается к первым, попавшимся ему на глаза консультантам, либо узнает из газет или от коллег о нужных специалистах, или знакомится с ними на каком-либо мероприятии (курсы, семинары, конференции). Первый способ - интуитивный - наименее эффективен как раз из-за случайности выбора. По мере развития рыночных отношений и роста собственной квалификации наши предприятия также должны переходить к развернутой процедуре поиска и отбора консультантов на основе тендера.

Существенно повысить надежность и эффективность выбора позволяют национальные профессиональные органы - ассоциации или союзы консультантов. Они могут предоставить информацию и для предварительного отбора по определенной проблеме, и для окончательного выбора {осуществленные проекты, отзывы клиентов, степень квалификации персонала и т.д.).

Кроме того, такие объединения обычно дают и определенные гарантии качества услуг своих членов. В частности, в белорусском союзе консультантов "БелСоюзКонсалт" на последней конференции был принят "Кодекс этики и стандартов профессиональной деятельности консультанта", соответствующий требованиям Европейской федерации ассоциаций консультантов (FEACO). Обязанность выполнения его основных положений может рассматриваться как весомый положительный фактор. Наряду с этим наш союз консультантов проводит обучающие семинары, постоянный обмен опытом.

Планируем мы ввести такую строгую и объективную профессиональную оценку как сертификация. Комиссия, в которую, как мы думаем, наряду со специалистами должны войти и представители заинтересованных министерств, будет рассматривать выполненные проекты претендентов, причем не только бизнес-планы. Наличие сертификата позволит включать данного консультанта или фирму в число кандидатов на участие в тендерах.

Белорусская консалтинговая компания может получить и международный сертификат. Здесь порядок такой: обычно к претенденту направляются 2-3 эксперта (как правило, из разных стран ЕС). В течение 1-2 недель они изучают работу этой фирмы и дают заключение для соответствующей комиссии FEACO, которая и принимает окончательное решение. Наличие сертификата FEACO, естественно, значительно расширяет возможности консультантов.

В НАЗВАННОМ нами постановлении правительства упоминается о лицензировании деятельности на рынке консалтинговых услуг. РОО "БелСоюзКонсалт" имеет тесные контакты с аналогичными объединениями России и Украины. Ни там, ни в других странах СНГ нет такого лицензирования, как нет его и в развитых европейских государствах. Нигде государство не берется быть арбитром профпригодности специалистов столь сложного и разнопланового вида деятельности: по последним данным Европейского справочника консалтинговых компаний, в мире насчитывается 120 направлений консалтинга. А вот сложившаяся система сертификации и выбора, о которых мы говорили выше, показали свою результативность.

В прошлом году Министерство предпринимательства делало попытку ввести лицензирование услуг в области бизнес-планирования. Но логика и здравый смысл восторжествовали: тогда от этого отказались, признав, что данный подход малоэффективен, ограничивает прав; консалтинговых компаний в развитии, специализации и выборе деятельности.

Единственной разумной единственной рекомендацией может быть совет госпредприятиям: размещать заказы на консалтинговые услуги на конкурсной основе.

;Нужны ли дополнительные требования к оформлению договорных отношений заказчиков с клиентами? Есть утвержденный Госкомитетом по науке и технологиям комплект документов на выполнение НИОКР. Мы рекомендуем использовать его и нашим консультантам при обязательном составлении письменных договоров. Что-то новое изобретать нет смысла.

ЧТО КАСАЕТСЯ цен на услуги, то сами зарубежные специалисты по консалтингу не рекомендуют рассматривать их как решающий фактор, поскольку различия в цене обычно не столь велики, как различия в качестве.

Мировые цены на эти услуги достаточно высоки. Так, работы известной шестерки транснациональных компаний ("Эрнст энд Янг", "Купере энд Лай-бренд", "Прайс Уотерхауз", "КПМГ", "Делойт и Туш", "Артур Андерсон") ориентировочно оценивают в 2-3 тыс. USD в день. Стоимость разработки ими детального бизнес-плана с полным маркетинговым исследованием доходит до 40 - 50 тыс. USD.

Расценки в РФ, по данным Российской ассоциации консультантов по экономике и управлению, составляют в среднем 300 USD за человеко-день. Нынешний кризис вызвал существенное увеличение спроса на этот вид услуг: по сравнению с периодом до 17 августа в 2-3 раза выросло число заказов на разработку консалтинговых проектов, что позволило уменьшить стоимость услуг в среднем на 30%. Рынок сам регулирует цены в зависимости от спроса, реальной трудоемкости, уникальности и специфики проекта, опыта и квалификации консультанта, степени принимаемой на себя ответственности и получаемой клиентом прибыли.

В Беларуси в этом вопросе имеется определенная специфика. Наши цены намного ниже мировых. Однако качество услуг бывает и хуже, а часто и лучше, чем у зарубежных коллег. Ориентировочная стоимость среднего бизнес-плана в Минске при сроке выполнения 2-3 месяца и с использованием пакета специализированных программ COMFAR или PROJECT Expert составляет около 5 тыс. USD по курсу Нацбанка. При этом средняя зарплата консультантов не превышает 80 USD в месяц, а остальные издержки определяются в основном расходами на аренду помещений, налогами, поддержанием программного и информационного обеспечения.

В развитых странах Запада на рынке консалтинговых услуг трудится 3 - 4 млн. специалистов, они обеспечивают до 5% валового национального продукта. В США в этой сфере занято 700 тыс. человек, а годовой оборот консалтинговых компаний достигает 50 млрд. USD. В равной нам по населению Голландии насчитывается более 2 тыс. консалтинговых фирм. В Беларуси их в сто раз меньше.

За рубежом привлечение консультантов является не только престижным, но и свидетельствует о том, что фирма обладает достаточно высокой деловой культурой, чтобы рационально использовать интеллектуальный капитал для целей своего развития. Творческий труд отечественных консультантов очень нелегок и, увы, мало востребован. Сегодня нет ни одной компании, которая имела бы устойчивое финансовое положение, уверенность в будущих стабильных заказах, в развитии рынка своих услуг, в резком притоке инвестиций и т.п. И в это же самое время большинство белорусских предприятий не могут самостоятельно без помощи профессионалов разрешить проблемы по реорганизации, реструктуризации, перепрофилированию производства, реализации инвестиционного проекта, антикризисному управлению, не могут оценить варианты стратегического планирования в условиях рынка. Безуспешные попытки сократить число убыточных и нерентабельных предприятий тому очевидное доказательство.

Таким образом, на наш взгляд, регулирование консалтинговой деятельности должно заключаться в ее сертификации в рамках профессиональных союзов и ассоциаций, как это принято в мировой практике. Действительной поддержкой консалтинга как неотъемлемого элемента инфраструктуры рыночной экономики стала бы разработка государственной программы развития консалтинга в Республике Беларусь. Необходимость в этом уже назрела.;

Виктор НОВИКОВ, вице-президент Белорусского союза консультантов, генеральный директор "БелоргКонсалт".
 
  "Национальная Экономическая Газета", №13, март 1999г. 

 
 
 
 
О КОМПАНИИ

- О нас
- Наши успехи
- Кодекс этики
- Контакты
 
 
НАШИ УСЛУГИ

- Инвестиционный консалтинг
- Маркетинг
- Управленческий консалтинг
- Специализированные и др.   услуги
 
НАШИ КЛИЕНТЫ

- Министерства и ведомства
- Предприятия РБ
- Предприятия СНГ
- Зарубежные клиенты
 
 
НАШИ ПРОЕКТЫ

- Бизнес-планы
- Маркетинговые
  исследования

- Программы развития и др.
 
© 2007-2009 "БелоргКонсалт" All rights reserved.
Moroz Irina
г.Минск, пр.Машерова 25-329, 437
тел/факс (017) 334-68-82, 334-20-44
моб. тел +37529 634-02-41 (Velcom), +37529 876-75-22(MTC)
E-mail: boc@consulting.by